16+

Сетевое издание "Октвести.ру"

Главная / Статьи / Деревенька детства моего…
27.10.2017 10:10
  • 709
  • 1
  • 4

Категории:

Деревенька детства моего…

Как много утекло воды и пролетело времени с тех пор, кажется, что прошла целая вечность, когда многие из нас родились и жили в деревне Поснокорт. В жизни каждого человека однажды наступает такой момент, когда все чаще вспоминаются эпизоды прошедших лет. Эти воспоминания связываются с дорогими людьми и любимыми местами, где ты родился, воспитывался и прожил почти двадцать лет, здесь пролетело твое милое детство, прошла веселая и незабываемая юность. 

Я хочу написать о моей малой Родине – деревне Поснокорт. В ней было около 25 дворов. Все, кто там родился, уверена, вспоминают ее с грустью и любовью. Сейчас деревни уже нет, там никто из бывших жителей деревни не живет, но не совсем она исчезла с лица Земли, сейчас там располагается база отдыха «Поснокорт» для рыбаков и охотников.

Вот слова из рекламного буклета базы: «Деревня Поснокорт известна благодаря находящейся на ней базы отдыха «Поснокорт». Деревня располагается на живописном левом берегу великой реки Обь. Сюда приезжают, чтобы насладиться великолепными пейзажами природы, чтобы порыбачить на реке Обь, которая известна далеко за пределами страны, чтобы поохотиться на водоплавающую дичь – гусей, уток».

Эти слова ничего не говорят о жизни и людях маленькой исчезнувшей деревни, она была не знаменита, моя малая Родина, но краше и лучше ее для нас не было, и нет. Раньше деревня была живая, жизнь там кипела вовсю и, конечно, главное богатство деревни были ее необыкновенные, мужественные, смелые и трудолюбивые люди.

Свое название деревенька (или юрты-Поснокорт, а еще коренные ханты говорили Постынг–курт) ведет издревле и в переводе на русский язык означает — юрты, где рядом много проток.

Юрты –Поснокорт располагался на реке Ендре, здесь находится много проток и озер, напротив поселения находится Овечий остров или Половинный, наверное, здесь ханты пасли и разводили овец когда-то, а что в хозяйстве хантов разводились овцы — это достоверно известно. Из овечьей шерсти пряли пряжу, вязали теплые носки и рукавички так нужные для детей и взрослых в трескучие зимние морозы.

Когда-то в незапамятные времена здесь поселились ханты, они каслали (приезжали) вместе со скотом в эти места сезонно – весной и осенью – это были летние юрты, а зимой жили в зимних юртах – это селение Большой-Атлым. Люди прекрасно знали эти богатые поснокортские рыбные места, здесь водилось много уток, гусей, рябчиков, тетеревов. Недалеко от Поснокорта находились и небольшие поселения рыбаков и охотников – это Захарка, Артемка и другие места, где люди издавна ловили и заготавливали рыбу на продажу, для всей семьи, для сдачи государству.

Селились обычно большими семьями, все трудились и женщины и подростки на рыбалке, а также на обработке рыбы – пластали, чистили, солили в больших бочках. Приезжали купцы и за бесценок скупали рыбное богатство или на обмен давали муку, масло, сахар, чай и другие продукты. А в более поздние времена, при советской власти, сдавали рыбу на плашкоуты, здесь имелись камеры со льдом, где рыба могла дольше храниться, появился уже речной транспорт – деревянные катера, такие, как «Батлымец», «Кировец» и другие. Зимой конными обозами увозили рыбу в Малый-Атлым и сдавали ее в рыбучасток.

В те времена и еще в 50-е – 60-е годы рыбаки добывали невиданных размеров муксунов, осетров, стерляди. Помню, я всегда просилась с отцом на рыбалку, и как-то он взял меня с собой, мой отец — Мамаров Григорий Павлович, и мы поймали большого осетра, это было так незабываемо и радостно, а уж на столе всегда была разнообразная рыба — и вареная, и жареная, и пареная.

В конце 20-х годов ханты все еще вели полукочевой образ жизни и, наверное, уже в 30-х годах перешли на постоянное место жительства, так как в стране началась коллективизация и стали образовываться колхозы и рыбартели на севере. Со слов мамы, Мамаровой (Акуловой) Нины Тимофеевны, где-то в 1932-33 годах в Поснокорте образовался колхоз и рыбартель имени Первого мая. В колхозе на первом месте, конечно, была рыбодобыча, все мужское население занималось рыбалкой, да и женщины тоже рыбачили. Первым бригадиром рыбартели был Лазарев Прокопий, а после его ухода мой отец Мамаров Григорий Павлович принял на себя эту ответственность. Должность эта не из легких: надо знать рыбные угодья, повадки рыб, сроки и места нереста, приметы, по которым начинается массовый ход рыбы, нужно уметь расставить людей, чтобы каждый был на своем месте. Бригадир должен участвовать совместно с членами правления колхоза в составлении производственных планов, вести учет орудий лова и приводить их в порядок, использовать новую технику на рыбных промыслах. Много обязанностей у бригадира, чтобы выполнять из года в год планы.

В колхозе трудились многие потомственные рыбаки и охотники, еще их предки занимались рыболовством. А позже приняли на себя эстафету их внуки и правнуки. Это были иногда целые семейные кланы. Я перечислю, кого из них помнит наша мама: Телягин Прокопий Данилович, Мамаров Григорий Павлович, его дед Афанасий и его большая семья — дедушка наш Павел Афанасьевич Мамаров, дядя Мамаров Максим Афанасьевич, бабушка Мамарова Фекла Афанасьевна, Березина Елена Васильевна, Медикина Дарья, Лазарев Александр Яковлевич, Аптышев Иван Данилович, Телягин Прокопий, Телягина Клавдия, Мамаров Василий Степанович, Акулов Тимофей Александрович, Акулов Петр Тимофеевич, Сухоруков Егор Иванович, Медикин Дмитрий Семенович, Ладыков Григорий, Аптышев Данила, Лазарев Прокопий и многие другие. Ничто не останавливало неутомимых рыбаков, они неустанно несли свою «вахту», девиз был «выполнить и перевыполнить план», как можно больше сдать рыбы государству, они постоянно повышали темпы добычи и давали стране тысячи и тысячи центнеров доброкачественной рыбы. И в зной, и в холод, в снег и дождь люди преданы были своей рыбацкой судьбе, а в небе для них маяком горела всегда «звезда рыбака».

Первыми председателями колхоза «1-го мая» были Лазарева Анастасия Ефремовна (мать знаменитого директора Б-Атлымской школы Лазарева Георгия Ивановича), позднее Рычков Петр Васильевич. Особенностью того времени было то, что в северных колхозах развивалось полеводство, овощеводство, животноводство. Неимоверными усилиями многих тружеников села обрабатывалась эта неласковая сибирская земля, выкорчевывались деревья и корни растений, пни, распахивались поля под зерновые и, казалось, что в таких суровых условиях ничто не может произрасти, но труд людей не пропадал даром.

В те годы в деревню постоянно приезжали переселенцы, так приехал и Павел Кириллович Самолов со своей семьей. Этот был грамотный, знающий человек, он превосходно разбирался в полеводстве. В поснокортском колхозе стали засеваться поля, пахали и сеяли на лошадях, появились первые женские овощеводческие бригады, где трудились Акулова Аграфена Тимофеевна, Самолова Надежда Сергеевна, Березина Елена Васильевна, Ладыкова Марина, Лазарева Авдотья, Лазарева Марина, Лазарева Александра и другие.

Сеяли в колхозе рожь, ячмень, овес; сажали картофель, капусту, морковь, огурцы, турнепс, репу. На полях все вызревало и вырастало, в колхозе всегда были свои семена, ничего не покупали. Хороший урожай ячменя и овса, картофеля имел колхоз в те годы.

Стали заниматься животноводством и разводить крупный рогатый скот – коров, лошадей, овец. В колхозе имелся свой конный двор, телятник, коровник, овчарня. Председатель Рычков Петр Васильевич особенно любил лошадей и покупал специальные породы их для разведения в колхозе, ведь машин в то время не было, и лошади нужны были и для поездок на дальние расстояния, для тяжелых работ, это была основная тягловая сила.

Население деревеньки в те 30-е годы было сплошь неграмотным, но государство принимает меры по ликвидации неграмотности и открывает новые школы для обучения детей и безграмотного взрослого населения.

Так в Поснокорте появилась начальная 4-х-летняя школа, она просуществовала до начала 50-х годов, а первые учителя были Колташкова Матрена Николаевна, Акулова Полина Алексеевна и другие. Школа располагалась на окраине села в длинном деревянном здании, школьные парты привозили женщины и дети из деревни Новенькие, где закрылась школа, на неводниках на гребях. Как шумно и радостно было вечерами в школе, ведь это собиралось во вторую смену взрослое население для обучения, сколько было новых открытий, впечатлений, новых знаний, новых устремлений в будущее.

Культурная жизнь деревни тоже не стояла на месте, появились новы формы работы с колхозной молодежью, создана была первичная комсомольская организация.

Комсомольцы всегда поддерживали все новое, интересное, всегда были впереди и в работе, и в учебе, и в отдыхе. 30-е годы – это время развития деревни. Еще ощущались многие трудности и неустроенность в быту и на работе, но уже тогда появились новшества — привозили кино в деревню из Малого Атлыма, и фильмы ставили в конторе, так как клуба не было. Народу всегда набивалось полное помещение, сидели на скамейках, табуретках, принесенных из дома, и прямо на полу. Позднее провели радио в деревню. Я помню, что мама очень любила слушать вечерние спектакли, которые передавались по радио. Появилась изба-читальня, библиотека была передвижная, почта – газеты и журналы приходили «по веревочке», т.е. ее везли от деревни до деревни на лошадях. Открылись ясли для детей, которых не с кем было оставить дома, с ними работала одна женщина Лазарева Александра – она и воспитатель, и повар, и уборщица, и няня. В деревне имелся свой магазин, своя пекарня, где стряпали вкусный и ароматный хлеб, в пекарне работали замечательные женщины мастера своего дела Розлач Сусанна, Дабина Мария, Лазарева Пана.

Это было удивительное время, деревня росла, крепла, преображалась, а вместе с ней тянулись к новой жизни люди труда, жизнь становилась такой, о которой многие даже не мечтали.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, она не дала завершить намеченные планы. О начале войны жители деревни узнали не сразу. Весть о войне привозили из центра, передавали рыболовецким бригадам. Прощаться с родными было очень тяжело, особенно осознавая, что остаются жены и дети одни без мужской поддержки, о том, что не вернутся с фронта, наверное, им думалось меньше всего. Они уезжали на лодках до Малого Атлыма, а там пароходами их увозили до Тюмени или Омска. С пристани новобранцев-северян отправляли в разные полки: стрелковый, артиллерийский, саперный. Так, из Поснокорта, по данным книги «Память» по Тюменской области (т. 3, 1994 года издания) ушли на фронт и погибли в боях, умерли от ран или пропали без вести: Акулов Михаил Тимофеевич, Квиткин Спиридон Макарович, Лазарев Никита Карпович, Лазарев Федор Федорович, Лазарев Яков Тимофеевич, Мамаров Алексей Максимович, Медикин Алексей Тимофеевич, Медикин Петр Семенович, Медикин Яков Тимофеевич, Слинкин Алексей Васильевич, Слинкин Андрей Владимирович, Тюлин Алексей Маркович, Дабин Василий Никитич. Они погибли, защищая нашу родину и мирную жизнь на земле. Вечная слава героям!

Конечно же, это наверняка не все данные, так как время было сложное, и учет велся не четко. На моей памяти в деревне жил только один участник войны, который вернулся живой и невредимый – это Медикин Дмитрий Петрович. Вернувшись в деревню героем, Дмитрий Петрович активно участвовал в колхозной жизни, честно и добросовестно до конца дней трудился на благо Родины.

Почти все мужчины ушли на фронт, в деревне остались старики больные и немощные, женщины и дети. Весной 1941 года началось большое наводнение. Все тяготы колхозной жизни навалились на хрупкие женские плечи. Нужно было вывозить скота из затопленной деревни на неводниках на Зимовку, там берег был более высокий, а летом и зимой для прокорма скотины заготавливали тал и дробили его, смешивали с комбикормом, таким образом, сохранили поголовье скота и избежали падежа. Рыбодобыча была ударным участком работы, поснокортцы не остались в стороне и также внесли свой вклад на добыче рыбы. Есть данные по округу: за 1942 год выловлено было 350 тысяч центнеров рыбы. Это достигалось громадным напряжением сил.

На лесозаготовках в Лорбе также трудились поснокортские мужчины и женщины во время войны и после войны – Аптышев Иван Данилович, Самолова Мария, Аптышева Физа, Мамаров Григорий Павлович, Мамаров Петр Максимович, Мамарова Августа Васильевна, Аптышев Григорий. Работа в лесу не из легких, древесину заготавливали только зимой, летних дорог не было. Женщины топорами вручную обрубали и сжигали сучья по пояс в снегу. Мужчины — вальщики пилили лес лучковой пилой тоже вручную, а возчики на конях вывозили хлысты на берег речки Чульчамы, где весной в половодье сбрасывались в реку, сплачивались в пучки и выводились линейками на Обь

И вот пришел, наконец, этот долгожданный день Победы. Радость нашей Победы оказалась неразделимой с глубокой скорбью. Многие не вернулись домой, остались навечно на полях сражений нашей земли и освобожденной Европы. В деревне праздновали этот день, собравшись все вместе, плакали, смеялись, обнимались, радовались грядущей мирной жизни.

В середине 50-х годов за три километра от старого Поснокорта был создан новый сплавучасток, где работали сплавщики и лесозаготовители, поселок стали называть рейд-Поснокорт или Новый Поснокорт. Вся древесина, заготовленная сплавучастком, доставлялась водным путем плотоматками до Лабытнанги

Позднее здесь построили шпалозавод, туда перешли работать некоторые жители старого Поснокорта –Акулов Иван Тимофеевич, Акулова Зоя, Лазарев Александр Яковлевич, Мамарова Нина Тимофеевна, Мамарова Любовь, Мамаров Василий Степанович, Зырянова Мария, Зырянов Григорий, Зырянов Александр Григорьевич, Каксина Мария, Медведева Алефтина Флегонтьевна, Медикин Василий Дмитриевич, Аптышева Галина Анатольевна и другие.

Долгое время в старом Поснокорте не было электрического света, люди сидели по вечерам с керосиновыми лампами. Года три или четыре была маломощная станция на 2-3 лампочки, но в начале 60-х годов и в деревню пришла цивилизация с открытием нового поселка рейд – Поснокорт или Новый Поснокорт, свет в деревню стали гонять со шпалозавода. Жизнь в деревне стала более интересной, хоть за три километра, но можно было ходить в кино пешком каждый день. Фильмы кончались поздно, приходилось идти в темноте с карманными фонариками. Некоторые мальчишки их выписывали по посылторгу, так как в магазине деревни их не было. Многие из детей стали учиться на месте, не нужно было ехать за тридевять земель, отрываться от родителей. Конечно, утром надо рано вставать, чтоб не опоздать на уроки, и в дождь, и в снег идти пешком в школу. Так и получали знания наши деревенские дети – Никитина Надя, Акулов Володя, Зырянов Коля, Мамаров Володя, Самолов Витя, Аптышева Ира, Мамарова Галя (1 и 5 класс), Мамарова Аля (5 класс), Каксина Валя и другие.

В школу ходили дети по берегу реки все три километра осенью, зимой и весной. Редко, когда родители увозили нас на лошадях до школы. Зимой приходилось укутываться теплее и через сугробы и заносы пробираться вперед. А весной наступала самая благодатная пора. По берегу реки зацветала черемуха, стоял благоухающий аромат цветов, тихая речка отражала в себе, как в зеркале, противоположный берег, заросший тальником и стройными соснами, нельзя было налюбоваться всеми красотами родного края. Домой не хотелось идти, и часа три мы целой гурьбой, играя и бегая друг за другом, радуясь весне и скорому окончанию учебного года, шли до дома, или спускались под берег и усаживались, чтобы подкрепиться, у каждого было что-то оставшееся из еды от переменки в школе. А дома ждали недовольные родители, что не сразу после школы пришли домой, ведь забот в деревенской семье не перечесть, у каждого были свои обязанности. Девчонкам приходилось мыть полы, носить на коромыслах воду из реки, мыть посуду, приносить в дом дрова. Летом ждет тебя на огороде картошка, надо ее окучить, прополоть. И на какие ухищрения только мы не шли, чтобы сбежать из огорода. На улице жара, хочется искупаться, и вот считаем рядки, ставим палочки, отсчитав по 10 рядов, бежим с визгом и хохотом на речку.

В остальные дни летом, по вечерам, встречали и проводили домой коров и овец, я уже в 4 классе доила коров дома. Обязательно нужно полить грядки с морковкой, огурцы и другие овощи. Семья у нас большая, и все помогали друг другу, носили воду из реки на полив. Управившись с делами, спрашивали разрешения у родителей сходить в кино в Новый Поснокорт, подруги всегда уже ждали нас у ворот. А уже после кино с упоением играли на берегу реки в «третий лишний», в «лапту», прятки и бегали по всей деревне, чтобы запрятаться так, чтобы тебя не нашли. В любое время года «прятки» была самая любимая игра. На улице трещит мороз, а нас дома не удержать, одеваемся и бежим на конный двор, там теплее, и пока сторожа не видят, катаемся на сене вниз через проем, через который подают сено для коней, барахтаемся и смеемся. Накатавшись вдоволь, бежим на конюховку, отогреваемся, рассаживаемся на скамейки и играем в «глухой телефон». Часто, в конце августа, осенними лунными вечерами, когда в небе висит огромная желтая светящаяся луна, а по реке бежит лунная дорожка, и светло, как днем, сидели на берегу реки и пели полюбившиеся песни или просто ходили по деревне из конца в конец с песнями, которые в ночном тумане разносились над рекой. Каждое лето родители возили нас на лодках за ягодами брусникой, морошкой, черникой. Особенно любили ездить по ягоды или за вениками с дядей Ваней Акуловым, который был очень веселым, всегда шутил, смеялся..Часто вместе с сестрой Мамаровой Алей и подругами Никитиной Надей, Телягиной Тамарой, Лазаревой Людой любили ходить в лес за малиной, земляникой.

Еще одно любимое развлечение было у девочек – это катание на лодках, катались между берегом и плотоматкой, которую каждое лето формировали на нашей реке, это было необычно и радостно: кто-то сидел в гребях, сменяли друг друга, а кто-то рулил, так доезжали даже до шпалозавода, это было для нас настоящее морское путешествие.

Младшие сестры Катя Мамарова и Вера Телягина всегда бегали за нами, им хотелось с нами играть, а мы от них убегали и прятались, ведь мы считали себя старшими и не хотели водиться с малышней.

Детство – счастливая пора, в которой всегда должны быть самые разные игры, забавы, увлечения и мечты. Наш старший брат Михаил, учась уже в 9, 10, 11 классах, стал интересоваться и увлекаться разной техникой, и в деревне первый фотоаппарат «ФЭД» появился у него. До сих пор старые фотографии, сделанные «ФЭДОМ», лежат в альбоме, как напоминание о незабываемых юношеских увлечениях.

Не всем, конечно, удалось достигнуть того, о чем мечтали в школьные годы. Но были среди поснокортской молодежи ребята и девчата, поступившие учиться дальше и сумевшие найти свое место в жизни и работать по специальности. Поступили и закончили Ханты – Мансийское медучилище Лазарева Валентина Прокопьевна, Лазарева Антонина Прокопьевна, Ханты-Мансийское педучилище Мамаров Федор Максимович, Мамарова Нина Дмитриевна (после педучилища закончила Ленинградский пединститут), Каксина Надежда Федоровна, Мамарова Екатерина (впоследствии закончила заочно Тобольский пединститут), Аптышева Ирина, Аптышева Фаина,Телягина Тамара. Тобольский пединститут закончила Мамарова Аьбина, Ленинградский пединститут им. Герцена -Лазарева Людмила, Мамарова Галина, после службы на Камчатке Мамаров Михаил закончил Тюменский лесотехникум, Ханты — Мансийское ПТУ связистов и радиооператоров закончил Мамаров Николай, Тюменский кооперативный техникум -- Зырянова Валентина, Копейское кооперативное ПТУ — Никитина Надежда, Ивановское ткацкое ПТУ закончила Медикина Вера. Многие из них реализовали себя и приехали трудиться в сельскую местность, в родной Ханты – Мансийский округ, в Октябрьский район.

.. Только на карте больше нет нашей любимой деревни, закрыли ее как неперспективную.

Жизнь не стоит на месте – старое уходит, и мы провожаем его часто с большой грустью. Как жестоко время, которое заставляет нас расставаться с тем, что дорого в жизни! Время летит незаметно и многие бывшие односельчане уже на пенсии, многих нет в живых, к счастью, до сих пор здравствуют жители деревни поколения 20-30 годов — Мамарова (Акулова) Нина Тимофеевна (ей 92 года), Аптышева Галина Анатольевна (за 90 лет), Медикин Василий Дмитриевич (за 80 лет), дай Бог им долголетия и здоровья!..

Автор: Галина Мамарова, с. Перегребное

Комментарии (1):

Адельшина (Медикина) В. (512490385518), 04.11.2017 20:29 #

  Прошу   автора исправить  отчество  у Медикина Дмитрия Петовича на Семеновича.  Петр  Семенович  родной брат папы 1899г  призван в мае 1942 умер 28.03.43. захоронен в Ленинграде.   Папа был ранен  под Ленинградом , осколочное  ранение напоминала ему о воине в наше мирное время. До 46г работал в  г.Омске на танковом заводе.  Умер 12.01.1974. Награжден медалями.  Мама Медикина ( Доровина) Дарья Павловна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Объявления

Реклама

Вверх